В конце мая 2022 года в Минске произшло ДТП с участием мотоциклистов, вызвавшее резонанс и справедливую критику мотосообществом тех, кто нарушал не только ПДД, но и все нормы благоразумия при управлении мотоциклом в дорожных условиях.
Мы благодарим портал abw.by за обращение к экспертному мнению основателя и руководителя нашей мотошколы - и приводим отрывки из данного интервью. Полную версию статьи, а также комментарии к ней читайте в выпуске abw.by от 03.06.2022.
"Все эти аварии – не случайность"
Каждый год мы сталкиваемся с подобными случаями, самые жуткие из которых происходят в начале сезона, 20 лет назад на мотоциклах погибли и мои друзья, один из них в городе в похожей ситуации. И тогда я дал обещание их родственникам заниматься обучением людей, чтобы избежать подобных бед.
Я всегда говорю людям, что спортивный мотоцикл – это спортивный снаряд. Как гантели. Но вы хоть раз видели, чтобы кто-то махал гантелями в трамвае? Не видели, потому что это общественное место, а использование спортивного инвентаря должно происходить в специально предназначенных для этого объектах.
Все эти аварии – не случайность. Это следствие необразованности и непонимания некоторых вещей. Во-первых, мотоциклист незаметен в городе, незаметен на дороге вообще. Из-за своего маленького размера мы не видны, не спасают и фары, которые порой даже дезориентируют. Люди привыкли искать взглядом автомобили. Две горящие фары – машина, одна – непонятно. Очень часто я сталкивался с ситуациями, когда встречаешься глазами с водителем автомобиля, выезжающего с прилегающей территории, а он продолжает движение. Человек может смотреть на мотоцикл, но это не говорит о том, что он его видит. А если увидел, то в его мозгу мотоциклист может быть пешеходом, велосипедистом с соответствующим представлением о их темпе.
Дальше добавляется высокая скорость. Повторюсь, что город – это общественное место, поэтому превышение чревато последствиями. Мы стараемся пресекать подобное поведение, но, к сожалению, из года в год такие ситуации повторяются
В ситуации ДТП у цирка, мотоциклисты ехали группой. Человек – существо стадное. Один совершил ошибку – все ее повторили. Эта группа изначально была настроена на то, чтобы "печь". Но выполнить упражнение "Трамвай" – выкрутить ручку – мозгов много не надо. А как поворачивать, как тормозить?
У человека был шанс избежать ошибки и уберечь от нее тех, кто ехал следом. Если ее совершил первый – это не значит, что остальные должны за ним повторять. Каждый на дороге сам за себя, и у каждого должны быть свои мозги.
Надо отметить, что человек (виновник ДТП - погибший мотоциклист) ехал с пассажиром и последствия могли быть куда печальнее. Второй номер обычно страдает сильнее пилота. Девушке откровенно повезло. Пассажира на мотоцикле нужно везти как хрустальную вазу. Его надо экипировать, проводить с ним инструктаж о положении тела в поворотах, при разгонах и торможениях.
Самое обидное, что после таких закономерностей – а это именно закономерности – слагаемые катастрофы, страдает остальная масса мотоциклистов, ребят, которые грамотно ездят по городу и ничего не нарушают. А к ним потом начинают применять различные санкции.
В таких ситуациях винят водителя автомобиля. Он не пропустил, не рассмотрел и все такое. Повторюсь, человек может смотреть на мотоцикл, но не видеть его – это раз. Два: оценить, с какой скоростью приближается быстро движущийся мотоцикл, практически невозможно. Плюс горят фонари, фары встречных автомобилей, поток едет с горки. Кроме того, на перекрестке у цирка левый поворот в этом направлении в дневное время запрещен, а после 23:00 там поворачивать можно. Ребята не учли этот момент – все это приходит со знаниями.
Водитель автомобиля с большой вероятностью живет недалеко от места ДТП. Маршрут ему знаком, и он сознательно поворачивал на этом светофоре. Существует понятие собачьего периметра: человек в знакомом районе расслабляется. В чужом сконцентрирован, а здесь до дома оставалось буквально два светофора, и он уже мысленно был одной ногой на диване. И в этот момент произошло то, что произошло.
Основная причина аварий с мотоциклами – это превышение скорости. В 80 процентах из них виноваты именно мотоциклисты. Едет себе дедушка за рулем скорой, на которой он работает 30 лет, посмотрел в зеркало – никого нет – начал поворачивать. Он никак не может предполагать, что кто-то едет по городу 200 км/ч. А потом дедушка виноват… Мотоциклисты должны отдавать себе отчет, где они находятся. Хочется драйва и скорости – езжайте на спортивный объект и ездите там хоть на ушах 200-300 км/ч, не надо в городе никого удивлять.
Всех этих городских гонщиков, способных только выкручивать ручку на прямой, я бы привозил на трек и забирал документы. А дальше делай что хочешь, но ты должен проехать круг за определенное время и только потом получишь их обратно. Тренируйся, катайся, заодно поймешь, что не умеешь ездить.
В нашей мотошколе мы учим навыкам безопасного вождения мотоцикла как в городском режиме, так и спортивной технике на высоких скоростях, включающую трековую подготовку. Именно на треке человек осознает, что все непросто и это уже другая книга, и принимает решение: идти в большой спорт или перестать заниматься некоторыми вещами в городе.
За городом также хватает опасных для мотоциклистов ситуаций. В том числе случайностей. Начиная с бокового ветра при выезде из леса на открытый участок и воздушных ударов при разъезде с фурами, и заканчивая встречами с дикими животными, которым никакие правила не писаны. Я вообще рекомендую при попадании в зону знака "Дикие животные" через некоторое время сигналить. Это можно делать и на автомобиле. К шороху шин звери привыкают, а гудки для них – незнакомый звук.
Видите на дороге трактор – считайте, что он стоит. Вам кажется, что он едет, а на самом деле несколько секунд – и он прямо перед вами.
Самый опасный этап длительных загородных поездок – это когда в конце пути вы приезжаете в город. Наверняка вы замечали, даже передвигаясь на машине, что когда после 200-300 км по трассе вы въезжаете в город, вам кажется, что все стоят. Поэтому подъезжая к городу на мотоцикле надо размяться, разогреться, привести себя в чувства. Иначе вы не сможете толком ни остановиться, ни повернуть, ни пропустить пешеходов.
Задача мотоциклиста в городе доехать из пункта А в пункт Б целым и невредимым и не наделать никому беды.
Проезжая все перекрестки, все светофоры, какой бы махровый зеленый там ни горел, нужно снижать скорость. Это важнейший принцип.
Даже если дорога кажется максимально пустой, всегда найдется тот, кто заканчивает какой-то маневр.
Мотоциклист в городе должен быть заметным, предсказуемым и плавным. Заметным – это ехать не посередине полосы, а ближе к одному из ее краев, чтобы мотоцикл было видно в боковые зеркала. Ну и в случае какой-то аварийной ситуации и экстренного торможения для мотоцикла будет свободное пространство.
Предсказуемым – это заблаговременно принимать решение о предстоящем маневре. Если на следующем перекрестке вам нужно повернуть, то, проехав предыдущий, занять соответствующее положение на дороге. "Шашки" и перестроения из ряда в ряд – удел новичков и неграмотных людей. Человек, который хорошо читает дорожную обстановку, не будет совершать резких движений. Если вы слишком часто тормозите – значит, слишком близко смотрите.
Если вы садитесь на мотоцикл – думайте только о мотоцикле. Никаких планов, работ, семьи и т.д. Забыть! Все посторонние мысли выбросить. Цена невнимательности очень высока. Мотоцикл – это единственный инструмент, который нам в жизни дан, чтобы отвлечь от всего остального. Это не машина, где можно поговорить по телефону, послушать музыку, покурить. И даже не самолет. Это гораздо опаснее. Тем не менее, мотоцикл для людей всегда будет ярким и очень интересным.